Рельсы
Руководствуясь ГОСТ Р 51685-2000, изготавливаются рельсы, применяемые при прокладывании железнодорожного пути, включая бесстыковые пути и стрелочные переводы. Основным сырьем для производства рельс стала сталь углеродистая. Сталь может быть выплавлена в различных печах:
- дуговая;
- конвертерная;
- мартеновская.
После выплавки сталь проходит процесс удаления трещин путем вакуумирования. Далее – процесс охлаждения и термической обработки.
Рельсы узкоколейные
Сюда относятся рельсы, изготовленные согласно ГОСТ 6368-82 с применением мартеновской стали. Различают несколько видов – Р24, Р18, Р11 и Р8. Они используются в путях для железнодорожных кранов, шахтовых путях и в линиях для технологических предприятий.
Рельсы ширококолейные
Изготавливаются аналогично узкоколейной из мартеновской стали, однако применяются ГОСТ 16210-77, 8161-75 и 7174-75. В данном случае рельсы делятся не только на Р50, Р65 и Р75, но и по точности изготовления на 1 и 2 группу. Сюда же входят рельсы марки Р43, которые применяются исключительно для кранов, используемых в железнодорожных депо.
Рельсы остряковые
В данном случае применяется ГОСТ 9960-85, куда относятся рельсы марок ОР75, ОР65, ОР50 и ОР43. Используются, в основном, при прокладывании путей различных предприятий промышленности.
Рельсы контррельсовые
При производстве руководствуются ГОСТ 18232-83 и применяют сталь углеродистую марки М68. Сюда включены рельсы РК75, РК65 и РК50. Устанавливаются на каждом стрелочном переводе, а также в верхнем строении пути.
Рельсы усовиковые
Сюда относится единственная марка УР65, которая изготавливается по ГОСТ 24182-80. Они обеспечивают стабилизацию направления ребордерных колес на промежутке между крестовиной и соединительным путем.
Рельсы промышленные
Производятся согласно ГОСТ Р 51045-97 и включают марки рельсов РП75, РП65 и РП50. Их главные достоинства – способность противостоять вибрациям, устойчивость к истиранию и оседанию. Применяются на различных концернах металлургии.
Рельсы трамвайные
Руководящим документом выступает ТУ 14-2Р-320-96. Их отличия заключаются в определенном химическом составе сырья и структуре материала – проходя процесс термальной обработки, приобретают свойства сопротивляться изгибаниям. Наиболее часто применяются в местах пересечениях автодороги с трамвайной линией.